Руслан Бах
Уверенность в себе для цели любого уровня

Профессиональное эмоциональное выгорание педагогов

Учителя вместе с врачами являются лидерами в группе риска профессионального эмоционального выгорания. Почему это происходит и как от этого защититься мы поговорим в этой статье.

Выгорание – это бич современного общества. И к сожалению государство мало что делает, чтобы с ним справиться. Более того есть ощущения, что некоторые чиновники специально создают условия, чтобы люди выгорали побыстрее. Последствия от выгорания – разочарование, апатия, депрессия, потеря желание жить, болезни по нарастающей, вплоть до онкологии и вымирание.

К сожалению – это общемировой процесс, по причине многогранного кризиса в котором мы сейчас находимся. И выбираться из всего этого придётся самостоятельно. Что означает, что выберутся из него далеко не все – очень многие банально умрут в нищете и безысходности. Но я всё же призываю вас – побороться за свою жизнь.

Выгорание – это некоторый ступор в мозгах – вы просто меняете мышление, и оно проходит. Звучит просто, но для кого-то это может быть очень сложным процессом. Но вы пробуйте – боритесь за своё будущее. Кто бы и что бы ни говорил об учителях, как бы к вам не относились – помните, что профессия учителя – одна из самых важных и благородных.

Как найти своё предназначение

эмоциональное профессиональное выгорание учителейБольше причин профессионального эмоционального выгорания я рассказываю в своей большой статье. А здесь мы рассмотрим несколько причин характерным именно для педагогов.

Причина первая: Низкие зарплаты.

К сожалению, педагогам очень мало платят. А у нас в голове – есть жёсткая привязка успеха к деньгам. И всё хорошо, пока есть деньги. Но если вдруг случается осечка с деньгами – включается вторая часть этого шаблона мышления – если денег нет – то ты неудачник, ничтожество. А такие не имеют права на жизнь.

Это в корне неверно. От этой жёсткой привязки «успех = деньги» — нужно отказываться. В начале 90-х, когда умные, образование, довольно крепкие телом и не старые – оказались дезориентированными, опустили руки, заболели и умерли. Именно из-за этого шаблона мышления. И государство им не помогло. Потом общество как-то справилось с этим. Но не до конца. У молодых людей этот шаблон работает меньше – но начиная с какого-то возраста отсутствие денег – бьёт кувалдой по самооценке.

Как избавиться от этой привязки? Пересмотрите свои ценности, и переоценить свои качества. Напишите, что у вас есть еще положительного кроме денег? Что у вас есть хорошего? Напишите, что хорошего вы сделали за свою жизнь с деньгами или без.

Подумайте, как используя имеющиеся качества – стать востребованными занового. Действуйте! И вы избавитесь от одной причины – профессионального эмоционального выгорания педагогов.

Вторая причина: Обучение – это сложный и ответственный процесс.

Многие педагоги относятся к нему слишком лично. Да, все учителя понимают, что ученикам нужно и самостоятельно заниматься. Что нужно делать задания, что нужна и дополнительная помощь, скажем родителей. Нужны благоприятные условия жизни учеников, чтобы проблемы их не отвлекали от учёбы.

Но тем не менее многие учителя слишком болезненно воспринимают неуспеваемость своих учеников. Корни этой проблемы лежат в Советском образовании, когда учителей обвиняли в неуспеваемости учеников. Вплоть до того, что могли вызвать на ковёр в местный райком партии и отчитать по полной программе. А за неуспеваемость учеников на контрольных и экзаменах писали объяснительные.

Но то были другие времена – с другим отношением к учителям, к обществу и своим гражданам. К сожалению, невозможно сделать всех отличниками. Ученики сами должны захотеть учиться и преуспевать. Есть жизненная формула обучения: 5/15/80. К сожалению, отличников будет только 5%, середнячков будет 15%, а остальные 80% слабоуспевающие.

И вы ничего с этой формулой не сможете сделать. Вы можете собрать всех лучших из лучших отличников, в каком-нибудь супер ВУЗ-е и через некоторое время все ученики поделятся на 5/15/80. Вы можете собрать хоть миллиардеров, и обучать их чему-то – успеваемость будет 5/15/80.

Как с этим справиться – отпустите привязку к результату. Не воспринимайте их на свой счёт. Объясните эту формулу своим ученикам. Но при этом делайте всё, что от вас необходимо, выполните честно свой долг перед учениками, чтобы ваша совесть была чиста. И успокойтесь на этом.

Чтобы сломить эту формулу – нужно менять модель образования, на другое – нужно больше индивидуальных занятий с учениками. Кому-то нужно больше времени на обучение. Вы не сможете отменить эту формулу, которая является законом природы.

Неуважение учеников, родителей, да и общества.

К сожалению, используются разные способы уничтожения образования. И ученики еще не понимают, что происходит с ними. Образование сложный, энергетические затратный процесс. Естественно, все люди по своей природе сопротивляются трудностям. А по неопытности причиной своих проблем отождествляют со школой и именно учителями. И сливают своё недовольство на учителей.

Опять же, к сожалению, в государственной системе нет механизмов защиты учителей от грубости учеников. А дети сами по себе могут быть очень жестокими просто по своему незнанию. И с этим, придётся разбираться самостоятельно – учиться защищать себя. Пробуйте и развивайте – этот навык вам пригодится в жизни, как ничто другое. Помните, как у Пушкина – «Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил».

Правда в том, что уважения вам никто не даст. Вам нужно будет заставить себя уважать. Где бы вы ни были и чем бы вы не занимались. Более того, что бы вы ни делали, хоть полностью себя отдайте на благо всеобщего дела – вы не получите 100% уважения. Можете хоть порваться на кусочки, работая за семерых, как в «Сказке о Попе и о работнике его Балде» — вы не получите уважения от всех.

И вот эту часть вам придётся просто принять как есть. Как говорила мать Тереза – за то, что вы делаете доброе дело, вас будут обвинять в каких-то плохих делах – но продолжайте делать своё доброе дело. Такова жизнь – не надо пытаться это изменить. Это невозможно – просто делайте своё дело и учитесь не обращать на хамство и грубость внимание, оно в любом случае будет. Иначе вас убьёт профессиональное эмоциональное выгорание.

Переработки и выгорание педагогов

Здесь опять же виновата система. Которая уже лет 30 реформирует образование, но никак его недореформирует. Из-за низких зарплат и беззакония учителям приходится перерабатывать, чтобы хоть какие-то деньги наскрести на жизнь. Ну или просто их ставят в условия, что нужно перерабатывать.

Здесь сложно, что можно посоветовать. Бороться с системой бесполезно – ни жизни, ни здоровья не хватит на это. В своих статьях я пишу, что одним из самых важных жизненных навыков является умение продавать. Хотите вы этого или нет – но без этого навыка жить будет очень сложно. Даже самое простое убеждение кого-то в чём-то – «есть продажа своей идеи или мнения».

Учитесь продавать и пытайтесь заработать своей профессией, обучая своих учеников дополнительно за деньги. Надо учитывать, что продажа – это не есть «впаривание» или вымогание денег, что скорее является признаком отсутствия навыка. Продажа – это взаимовыгодное сотрудничество.

Предлагайте заниматься дополнительно тем, кто имеют большие планы на своё образования и хотят заниматься дополнительно, а также могут оплатить. Продавать непросто – возможно, придётся заниматься чем-то нестандартным и идти на какие-то уступки своим ученикам-клиентам. Но такова торговля – с людьми вообще, нужно договариваться.

Многие учителя не хотят этим заниматься, т.к. считают это ниже своего достоинства. Ну это вы зря.

Перфекционизм, психологическая гигиена, здоровье и жизненные условия.

Ваша собственная сверх требовательности и критичность по отношению к себе – могут создавать огромное количество проблем. Именно перфекционизм превращает людей в загнанных лошадей в погоне за каким-то «общепринятыми» правилами. Тише едешь дальше будешь – пословица о перфекционизме. Научитесь его различать и отпускать.

Представьте себе, что человек не будет умываться всю свою жизнь? Какой от него будет запах? Вот животные не моются и пахнуть они все очень сильно. Понятно, что животные уже привыкли к своему запаху и мы бы привыкли если бы не мылись, но всё равно. Но нас не учат психологической гигиене, точнее её надо бы выстраивать на уровне привычки. Что имеется ввиду? Отпускать обиды, ожидания, чувство вины, страхи, недовольство, раздражение, гнев, учиться прощать и т.д…

Это всё годами накапливается в виде напряжения на теле и естественно, создаёт условия для профессионального эмоционального выгорания педагогов, да и других профессий тоже. Естественно, что накапливаемый комок обид, страхов, ожиданий, чувства вины – является основным врагом личных отношений. Они никогда не будут нормальными пока есть такой багаж на душе. Это всё нужно отпускать, каждый день по чуть-чуть.

Аналогично надо следить за здоровьем 8 часов умственной работы, надо компенсировать часом физической активности. Желательно с включённой парасимпатической системой иначе это будет вредная для здоровья физическая активность.

Надеюсь, я убедил вас, что профессиональное эмоциональное выгорание педагогов – серьёзный вопрос которым надо заниматься целенаправленно. И что отвертеться от него не получится – он достанет всех. С другой стороны, государство вам не поможет в этом вопросе. Вам нужно самим думать как с этим справляться.

Для этого я создал свой тренинг по быстрому устранению усталости и стресса, выгорания, истощения, в котором обучаю как с этим работать в текущих условиях.

Стоимость этого курса символическая – чтобы он был доступен всем желающим, не зависимо от уровня доходов. Проходите по ссылке и регистрируйтесь.

PS

Каждый день выгорания – это потерянное ваше здоровье. В какой-то момент, после перехода точки невозврата – уже никакие курсы вам не помогут. Маленькими изменениями каждый день, можно добиться на много большего, чем рубить сплеча и кардинально менять свою жизнь!

comments powered by HyperComments
Давайте дружить